среда, 2 мая 2018 г.

Как добиться абсолютной грамотности ребёнка-школьника

ОРФОГРАММЫ
ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ
Для родителей
(небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке –
что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)
Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки – в общем, все близкие моих учеников. Не секрет, что в школу вместе с ребёнком идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем  то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет! (Пока за весь класс пишу я, но в третьем классе задание - проект, получит каждый.)

Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный,  который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).

Итак…


Уважаемые родители,  а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как школьник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки уже два года по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:
этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;
- фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы;
- учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим чадом, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего; 
- и учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот – писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили). 

Все эти ваши выводы я  ЗНАЮ, так как слышала от многих из вас это не раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.

Но, дорогие мои взрослые!  Вы же наверняка не хотите:
1) делать с ребёнком уроки  и задания по русскому до 11 класса; 
2) несмотря на 5 часов русского в неделю – получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам – так и жить с неграмотным членом семейства); 
3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс); 
4) иметь большие проблемы на ВПР в четвёртом классе, на экзамене по русскому, который сдается в конце девятого класса. (А время летит, поверьте, очень быстро);
 5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).

Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,

если ваш ребёнок

НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.

Орфограмма – это "ошибкоопасное" место в слове. Например, в слове МАМА  орфограмм нет. Как слышим – так и пишем. А в слове ВОДА – непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.

И не забывайте, что если это понятно лично вам, то не всем детям это легко сделать. И ваши обычные объяснения ребёнку, типа:

- А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!

- В кого ты такой пошёл?

- Раз ты такой неумный – заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)

- И чему тебя в школе учат?

Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) – не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.

И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса – ВСЕ они ЕСТЬ в  ГИА и ЕГЭ.

За это время второклассниками проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ -  не меньше 10орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и в третьем классе. Но в третьем классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.

Особенно продвинутые родители - "пользователи" русским языком могут прочитать обращение, где объясняется методика нахождения орфограмм.
Список обязательных орфограмм 1-2 класса
для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ
1.      Большая буква в начале предложения.
2.      Имена собственные.
3.      Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
4.      Мягкий знак – показатель мягкости.
5.      Разделительный мягкий знак.
6.      Сочетания ЧК-ЧН.
7.      Проверяемые безударные гласные в корне слова.
8.      Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
9.      Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
10.  Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.
11.  Имена собственные.
12.  Предлоги. 
13.  Существительные с шипящими в конце.
Несколько слов о написании диктанта

  1. СЛОВА В ДИКТАНТЕ ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГОВАРИВАЯ ИХ  ПО СЛОГАМ ГУБАМИ ИЛИ ШЁПОТОМ.
  2. ПРИ ПИСЬМЕ ВСЕ ОРФОГРАММЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОСТЫМ КАРАНДАШОМ (ЗЕЛЁНОЙ РУЧКОЙ).
  3. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ДОБИТЬСЯ СТОПРОЦЕНТНОЙ ГРАМОТНОСТИ, ТО МИНИ-ДИКТАНТЫ    НАДО ПИСАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ХОТЬ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НО ПИСАТЬ ДАЖЕ ТАКОЙ МИКРОДИКТАНТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ БУДЕТ ПОЛЕЗНО.

Пример диктанта.
              Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки. Птички вьют гнёзда. (20 слов) 
Образец устного разбора 


1.      Мы  - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
2.      С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
3.      Машей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
4.      Идём – орфограмм нет.
5.      Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
6.      В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
7.      Чащу – ча пишем с А. Орфограмма -  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
8.      Чащу – чу пишем с У. Орфограмма -  сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
9.      . – В конце предложения ставится точка.
10.  Цветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
11.  Цветут – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
12.  Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма -  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
13.  . – В конце предложения ставится точка.
14.  Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
15.  Быстро – словарное слово. Пишется БЫСТРО.
16.  Бежит – орфограмма  - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
17.  Бежит - жи пишем с И. Орфограмма -  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
18.  Колючий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
19.  Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
20.  . – В конце предложения ставится точка.
21.  Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
22.  Пищат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
23.  Пищат - ща пишем с А. Орфограмма -  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
24.  Пушистые - ши пишем с И. Орфограмма -  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
25.  Мышки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
26.  . – В конце предложения ставится точка.
27.  Птички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
28.  Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
29.  Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
30.  Гнёзда – орфограмм нет.
31.  . – В конце предложения ставится точка. 
Непроверяемые безударные гласные в корне слова (учить словарные слова).

Источник: сайт Узоровой О.В.

Комментариев нет: