
Что это такое?
Не вдаваясь в научные дебри, можно сказать, что дисграфия
— это неправильное написание, пропуск или замена буквы в сильной
позиции. То есть стойкие ошибки там, где их, казалось бы, сделать просто
невозможно. Например, мы четко слышим звуки "д" и "м" в слове "дом", и
вопроса, какие буквы писать, у нас не возникает. А у ребенка с
дисграфией масса вариантов: "том", "дон", "бом" и многое другое — в
зависимости от типа и причин нарушения. Но если ваше чадо пишет "граза" —
марш учить правила и подбирать проверочные слова, потому что дисграфия
тут ни при чем.
При дислексии малыш
делает всевозможные "чудные" ошибки в чтении и к тому же не может
научиться читать быстро и выразительно. Как правило, где дисграфия, там и
дислексия, поэтому многие логопеды не разделяют их, а называют
"специфическими нарушениями письменной речи".
Отчего и почему?
В настоящее время выделяют три основные причины возникновения дисграфии и дислексии.
Наследственность.
Некоторые ученые утверждают, будто им удалось обнаружить ген, который
как раз и отвечает за предрасположенность человека к дислексии. Однако
что это за ген, можно ли его как-то обезвредить, науке пока доподлинно
не известно.
Неблагоприятные факторы,
негативно влияющие на зоны мозга, ответственные за умение писать и
читать. Эти факторы разнообразны: от токсикозов, которыми мать страдала
во время беременности, до заболеваний вроде менингита или энцефалита. На
развитии детского мозга отрицательно сказываются резус-конфликты,
алкоголизм, курение родителей и даже... их нежелание иметь ребенка!
Социальные причины.
Это и атмосфера в семье, и окружение малыша, и его отношение к детскому
саду или школе (если учителя чересчур жестко требуют, "чтобы палочки
были "попендикулярны", желание писать пропадет у кого угодно), и
двуязычие, то есть наличие в семье людей, говорящих на разных языках.
Пусть меня научат.
Диагноз
"дислексия" или "дисграфия" обычно ставится детям, окончившим первый
класс. Однако сейчас многие родители начинают учить наследников грамоте
еще до поступления в школу, и уже при зачислении в первоклашки
специалисты могут выявить малышей из "группы риска", а по результатам
первого полугодия — определить, кто из них действительно демонстрирует
признаки дислексии. Многолетние наблюдения логопедов свидетельствуют:
работа с шестилетками эффективна на 70%, в то время как занятия с
учениками начальной и средней школы — только на 20-30%. В младших
классах речевые нарушения серьезно осложняют обучение чтению и письму, а
в старших — усвоение грамматики и ряда гуманитарных предметов. Нередки
случаи, когда из-за трудностей с письменной речью встает вопрос о
невозможности пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Но чаще
всего при помощи учителя и родителей логопед в силах справиться с
проблемой. Помните только, что логопед — не репетитор, который
"поднатаскает" ваше чадо и обеспечит ему хорошие отметки. Этот
специалист подготавливает почву для успешного овладения и правильного
применения навыков письменной речи. Именно поэтому он зачастую ведет
работу, которая на первый взгляд далека от тетради и ручки: тренирует
речевой слух, учит делить слова на слоги и понимать различные речевые
конструкции. Нарушения письма и чтения часто связаны со сбоями в работе
головного мозга. Поэтому помимо занятий с логопедом детям часто
необходимы специальные препараты, регулирующие мозговую деятельность (их
назначает невролог). Бояться не надо — во-первых, сильнодействующих
лекарств из-за дислексии никто не пропишет, а во-вторых, правильно
подобранные медикаменты помогут малышу быстрее справиться с
трудностями.
Какие ошибки говорят о нарушениях письменной речи?
Развитие
дисграфии и дислексии можно предупредить. Поэтому, едва заметив
признаки нарушений, следует немедленно обратиться к логопеду! Нарушения письма
1. Пропуски, вставки и перестановки букв: "пака", "палкта" или "пакла" вместо "палка".
2. Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки. Чаще всего дети путают:
- глухие и звонкие звуки:
- "год" вместо "кот", "почка" вместо "бочка";
- твердые и мягкие звуки: "лук" вместо "люк", "Мыша" вместо "Миша";
- свистящие и щипящие звуки:"зук" вместо "жук", "чудеша" вместо "чудеса";
- в основном с помощью голоса — м, н, р, л: "рампа" вместо "лампа", "дон" вместо "дом".
3. "Моторные" ошибки, связанные с движениями руки:лишние элементы у букв (Ш с лишними "закорючками");
- недописанные буквы (нехватка "закорючек" у Ш, И или М);
- "застревание", полный повтор предыдущей буквы: "арруз" вместо "арбуз".
4.
Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего малыши путают
буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М и Т, Ш; И и
Ш; О и А и другие. Кроме того, ребята могут:
- писать несуществующие буквы; писать буквы и слова зеркально (R вместо Я, ток вместо кот);
- неправильно
оформлять рабочую строку: наклон и высота букв колеблются; строчка
неожиданно начинается (заканчивается), прыгает вверх или скатывается
вниз.
Нарушения чтения
- Пропуски, вставки, перестановки, замены и смешения букв.
- Неправильное прочтение окончаний слов.
- Замена слов по зрительному сходству.
- "Переворачивание" коротких слов ("он" вместо "но").
- Нарушение правил орфоэпии (неправильная постановка ударения, чтение непроизносимых согласных и т. п.).
- "Сращение" слов (два слова читаются как одно).
- Повторы слогов и слов (Внимание!
Повторы, помогающие ребенку правильно прочитать слово, допускаются, а
вот те, которые приводят к обратному результату, считаются тревожным
признаком).
- Неправильное направление чтения.
Также могут нарушаться:
Скорость чтения. Хотя
четких возрастных нормативов не существует, если к концу первого класса
ребенок не в состоянии прочесть за минуту 20 слов, следует серьезно
задуматься.
Способ чтения. Дети могут читать побуквенно, то есть называя каждую букву вместо слога (ка-о-тэ вместо кот).
Выразительность чтения. Если малышу трудно просто прочитать предложение, вопрос о передаче интонации героев даже не встает.
Смысловая сторона чтения.
Ребенок не понимает (или понимает, но не в полном объеме) то, что он
прочитал. Ошибок как таковых при этом может и не быть, но стоит задать
малышу вопрос по содержанию текста (например, попросить назвать
действующих лиц) — и вы наткнетесь на стену молчания. Пересказ тоже не
удается: речь ребенка сегментированная, содержит избыточную или неверную
информацию.
Программа-максимум: как организовать обучение
Выбрать хорошую школу.
Насколько престижно заведение, сделан ли там евроремонт и оснащены ли
классы в соответствии с новейшими технологиями — в вашем случае вопрос
десятый. Решающее значение имеет квалификация как минимум двух людей —
логопеда и учителя начальных классов. Расспросите знакомых, пройдитесь
по школам самостоятельно и поговорите с этими специалистами — вам ведь
важно, кто будет заниматься вашим ребенком? Заодно и продемонстрируете
педагогам свое неравнодушие к проблеме и готовность к совместной
работе.
Сфокусироваться на главном.
А главное для вашего ребенка сейчас — научиться правильно читать и
писать. Так что драмкружок и кружок по фото придется отложить до лучших
времен — они непременно настанут!
Заниматься. Самый
эффективный способ научиться читать и писать — вы не поверите! — это
читать и писать. Поэтому купите прописи (даже если чадо грызет науку уже
не первый год) и терпеливо выводите с ребенком палочки, крючочки и
буковки. Следите, чтобы он старался и не допускал ошибок. Замечайте,
какие буквы (и их сочетания) даются малышу с трудом, — и уделяйте им
больше внимания. Затем можно перейти к переписыванию небольших
рукописных текстов и диктантам. Обязательно проводите работу над
ошибками — в противном случае письмо превратится в простое марание
бумаги. Слово с ошибкой полагается выписать (каллиграфическим почерком,
разумеется) и разобрать: спросите у малыша, сколько в нем слогов,
сколько букв и звуков — и какие они. Затем попросите ребенка
самостоятельно написать это слово 3-4 раза. Если ошибка допущена не в
слове, а в оформлении предложения, проведите аналогичную разъяснительную
работу — расскажите своему ученику, что такое предложение, как пишется
первое слово и где ставится точка. Слушая, как наследник читает,
следите, чтобы он не "проглатывал" окончания и предлоги. Слово, в
котором кроха допустил ошибку, сперва нужно разобрать, а после несколько
раз прочесть. Уделяйте внимание не только технике, но и пониманию
прочитанного — задавайте вопросы по содержанию текста, спрашивайте, что
означают те или иные слова и выражения. И ни в коем случае не
используйте одни и те же рассказы изо дня в день! Изобретательные
хитрованы запоминают текст и "читают" его наизусть на пять с плюсом.
Сотрудничать с логопедом и учителем. Обещали
специалистам работать сообща? Вот и не отлынивайте! Выполняйте все
рекомендации, делайте с ребенком домашние задания, не пренебрегайте
советами и не пускайте обучение на самотек.
А что у них?
В Европе и США одним словом — "дислексия" — называют специфические
нарушения и чтения, и письма, и даже счета (у нас это — дискалькулия).
Хотя западные ученые и отмечают необходимость исправления этих
нарушений, основное внимание уделяется не столько коррекции, сколько
созданию благоприятных условий для обучения и жизни дислексиков
(разрабатываются специальные приспособления, облегчающие зрительное
восприятие, компьютерные программы и т.п.). В США существуют клубы
дислексиков—там они общаются, делятся переживаниями и находят поддержку.
Кстати, в нашей стране в последнее время тоже начали создаваться
организации, цель которых — дать таким "особым" детям возможность
почувствовать себя полноценными членами общества.
Автор: Екатерина Алексеевна Матвеева (Ерохина), логопед, специальный психолог ДЦДЛ им. Семашко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий